Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. Через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся начальная школа будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех: педагогов, обучающихся и родителей. Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Это один из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию.
Важно учесть учебные возможности всех школьников. «Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным». В этом твёрдо убеждены педагоги и нашего центра.
Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации обучающихся к изучению научных дисциплин с 7 октября по 18 октября была проведена предметная декада в начальной школе.
Основная цель – повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, кругозора.
Цель проведения декады:
- воспитание интереса обучающихся к изучению предметов;
- повышение качества преподавания предмета;
- развитие познавательных способностей обучающихся, кругозора.
Принцип проведения предметной декады - каждый ребенок является активным участником всех событий декады. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
План проведения декады был обсуждён и утверждён на заседании МО учителей начальных классов. Мероприятия декады проводились согласно разработанному плану.
7 октября прошла линейка, посвящённая открытию декады начальной школы. Обучающиеся были ознакомлены с планом проведения декады. Традиционно, в первый день оформляется стенд «Крепка семья - крепка Россия», включающий в себя тематические газеты 3 – 4 классов. Газеты содержат разделы творческого, интеллектуально-познавательного характера, фотографии, отражающие школьную жизнь детей.
8 и 9 октября учитель начальных классов Азаровская М.А. провела Литературный ринг «Семья в произведениях русских писателей и поэтов» .Учитель подобрал такой увлекательный материал, что все дети с азартом отгадывали ребусы, кроссворды, выполнили сложные, интересные задания.
Учитель-дефектолог Удод М.С. и учитель начальных классов Шестакова Д.А. оформили выставку – конкурс на лучшую иллюстрацию к любимому произведению, где приняли участие все начальные классы.
10 и 11 октября обучающиеся 4 «Б» класса приглашают на урок труда(технологии) по теме: «Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Дерево осенью», учитель Шестакова Д.А. Диана Александровна поддерживала стремление ребёнка к размышлению и поиску правильных ответов. Урок способствовал развитию творческой инициативы детей. Присутствующие на уроке учителя отметили разнообразие форм и методов обучения, привлечение всего класса в работу, оптимальное использование времени и большой объем усвоенного материала и выполненной практической работы на уроке. Первая часть урока проходила в игровой форме, так как игра является интересным видом деятельности для обучающихся с УО (ИН). Использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний у детей. Учитель сообщила новый материал, расширила представления обучающихся по теме урока.
А также было проведено внеклассное мероприятие « Музыкальная Угадай-ка» в 1 «А», 2 «А», 3 «А», 4 «А» классе, учитель Дикалова О.Ю.
Обучающиеся давали аргументированные ответы, показали умение слушать других учеников, объективно оценивали ответы.
В этот же день обучающиеся 1-4 классов выпустили стенгазеты «Наша дружная семья». Оформлена выставка.
15 октября проведен урок математики на тему: «Порядок действий в выражениях» в 3 «А» классе, учитель Черешневская Л.В. Темп работы соответствовал возможностям обучающихся и позволил в полном объёме выполнить план урока. На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, видна взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, учитель оказывал ученикам различные виды поддержки: психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы обучающимися.
В эти же дни проходил конкурс сочинений и выставка рисунков на тему: «Моя семья- моя опора», где не только обучающиеся, но и их родители с большим интересом и удовольствием приняли участие.
16 и 17 октября проведен урок русского языка в 4 «А» классе по теме: «Разделительный твердый и мягкий знаки». В начале урока учитель мотивировал детей к учебной деятельности в игровой форме. На уроке использованы разные виды работ: коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная. Были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. Дети с интересом выполняли все предложенные задания. На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. Все обучающиеся были вовлечены в работу на уроке. Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, использование наглядности, различные средства обучения.) Дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.
В этот же день на 4 уроке проведен Нестандартный урок математики во 2 «Б» классе «Осенняя математика». Ученики показали свою смекалку, эрудицию, сообразительность, находчивость, смекалку. Содержание мероприятия способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям обучающихся, специфике данного коллектива. Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. На занятии царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность обучающихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы: эвристической беседы; творческих заданий. Мероприятие способствовало формированию творческих способностей, развитию интереса к математике, воспитанию патриотизма и любви к родной природе города и края.
18 октября была проведена линейка, посвященная закрытию декады начальных классов и награждению самых активных её участников.
Декада начальных классов прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов. В ходе проведения декады каждый ученик нашёл нишу для самовыражения: пел, танцевал, мастерил, делился секретами своего мастерства с друзьями.
В рамках декады были рассмотрены основные типы уроков в формате ФГОС. Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальных классов центра «Траектория», и именно это свое умение они продемонстрировали на открытых уроках и внеклассных мероприятиях в рамках методической декады начальной школы. На всех уроках применялись информационные технологии, которые способствовали укреплению интереса детей к учёбе.
У детского творчества масса преимуществ. Прежде всего, они заключаются в развитие художественного вкуса ребенка и становление его, как личности. Разновидностей творчества масса: это лепка, рисование и вырезание различных фигурок.
Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность.
По окончании декады было проведено заседание ШМО и подведены итоги. За время проведения методической декады начальных классов педагоги имели возможность не только видеть уровень проведенных уроков, состояние учебно-воспитательного процесса и методической работы, но и могли сравнивать, анализировать и делать определенные выводы, озвученные на заседании кафедры учителей начальных классов. Педагоги уверены в том, что после проведения предметных недель у многих обучающихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Сделаны выводы о том, что учителям необходимо активнее внедрять в свою деятельность разнообразные формы проведения уроков, спроектированных в формате ФГОС.
Выводы:
Можно с уверенностью сказать, что «Декада начальной школы» прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов.